Муниципальное   дошкольное образовательное   

учреждение

детский сад  № 20  «Тополек»

         р.п им. М.И.Калинина,

 Ветлужского муниципального округа, Нижегородской области

Развиваем речь детей

 

 

Развивать речь можно "на ходу". Для игр,которых  пойдет речь, не    нужно ничего, кроме мягкой игрушки или обычного мячика. А вообще-то можно и без мячика обойтись. 

     Правило игр на развитие речи очень простое: вы кидаете ребенку мячик и говорите слово или предложение, задаете вопрос. Задача малыша - кинуть вам мячик обратно и назвать слово. Одна подобная игра в день - и многих проблем как не бывало. 

Если мячика у вас нет, возьмите листок бумаги, сделайте из него шарик и кидайте его. Заменить мячик может мягкая игрушка. Еще один вариант - играть без мячика. Просто отойдите от малыша на небольшое расстояние и задавайте вопросы. Ответил правильно - шаг вперед. Цель - побыстрее добраться до мамы (или папы, бабушки). 

 

Итак, игры:

 

Обобщающие слова

Эти слова мы употребляем в речи не так часто. Это в наше время дворовых игр мы соревновались в том, кто больше знает названий "животных", "птиц", "транспорта". Сегодня дети сами не играют в подобные игры, поэтому мы, взрослые, можем инициировать их. 

Назови одним словом: туфли, сапоги, ботинки - это... обувь. Молодец! 

Молоток, пила, топор - это... инструменты!

Автобус, троллейбус, трамвай - это... транспорт.

Сосна, береза, ель - это ... деревья.

Слива, виноград, яблоко - это ... фрукты. 

 

Один - много

Игра очень нужная и необходимая. Вы бросаете мяч, называя слово, а малыш ловит и бросает обратно, называя слово во множественном числе. 

Стол - столы. 

Диван - диваны.

Мальчик - мальчики.

Девочка - девочки. 

А теперь задачка посложнее: смех, эхо, зло. Попробуйте вместе подбирать ответ к сложным словам. Объясните, что про некоторые слова нельзя сказать смехи, радости, эхи. Мы так не говорим. А вот много радости или много зла, много смеха можно сказать.

 

Уменьшаем - увеличиваем

 Среди моих знакомых детей эта игра самая любимая. Представим, что мы превратились в маленького гномика, у гномика не дом, а домик. Не стул - а стульчик, не диван - а диванчик, не носок, а носочек, не чашка - а чашечка. Во дворе у него растет не дерево, а деревце, а в горшке не цветок - а цветочек. 

А теперь представь, что мы попали  в гости к великану. У него все огромное. Не дом, а домище, не забор, а заборище, не рука - а ручища! 

 

У кого - кто? 

 У кошки - котята, у львицы - львята, у собаки - щенята, у слона - слонята, у лошади?

 

Один, одна или одно

Взрослый говорит: один карандаш, одна  - и бросает мяч ребенку - книжка. Одно? Придумай слово. Одно окно! 

 

Он, она, оно, они

Это продолжение предыдущего упражнения. Вы бросаете мячик и говорите "жеребенок". Малыш должен ответить он, она или оно. 

Крапива - она, железо  - оно, золото - оно, тело - оно, брусника - она, девочка - она. А вот что вы скажете про кенгуру? А про кофе, кино, метро, пальто, какао? В некоторых случаях не обойтись без словаря. 

И еще задачка: ножницы, брюки, очки. 

 

Укрась слово

Вы называете существительное, а малыш должен подобрать к нему прилагательные. Только не пугайте ребенка терминами, сначала просто поиграйте. Попросите его украсить слово. Бантик - синий, платье - зеленое. 

 

 

 

Переспроси

Умение задавать вопросы очень важный и полезный навык. 

Вы говорите ребенку: "Самолет летит"

А он должен задать вопрос: "Самолет что делает?"

Вы говорите: "Дорога длинная".

Ребенок переспрашивает: "Дорога какая?"

 

Король и его слуги

 Эту игру очень любят дети. Один из них назначается королем. Он не просит своих слуг сделать что-то, он приказывает. А приказываем мы так: сядь, подойди, попроси, открой, закрой, улыбнись, попрыгни! Так незаметно осваиваем повелительное наклонение. 

 

Что делаю? Что делаешь?

Бросаете мяч "Я говорю", а ты... говоришь

Я бросаю мяч,  а ты... бросаешь мяч. 

Я прыгаю, а ты... прыгаешь.

Я смеюсь, а ты... смеешься.

 

Скажи наоборот

Бросаете мяч и говорите: я тебе "белый", а ты мне "черный". Я  - тебе "высоко", а ты - мне "низко",  я - тебе "далеко", а ты мне?

 

Еще вкуснее

Клубника вкусная, а земляника еще... вкуснее. Молодец!

Погода сегодня хорошая, а завтра будет еще... 

Эта палочка длинная, а эта еще... 

Я высокая, а папа еще... 

  

Вчера - сейчас - завтра

Это упражнение я нашла в книге Елены Афанасовой "Игротека письма и чтения Н.А. Зайцева". Задача: подобрать по смыслу одно из слов - наречий (вчера, сейчас, завтра) к заданному глаголу. 

Например: танцевали - вчера

танцуем - сегодня

будем рисовать – завтра.

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения